Заполните форму заявки
Заказать тур
ул. Азовская, 24, Москва
clients@kimberly.ru
Заказать звонок

Тибетская медицина

Сергей Феликсович Черняков

Врач Тибетской медицины, фитотерапевт, педиатр

Окончил 2-й Московский ордена Ленина Государственный Медицинский Институт им. Пирогова в 1989 году.

После окончания работал дерматовенерологом в течение восьми лет, специализировался в области урологии (простатиты и урогенитальные инфекции).

В 1998 году прошел курс повышения квалификации врачей на медицинском факультете Российского университета дружбы народов им. П.Лумумбы по теме «Традиционные системы оздоровления.Тибетская медицина». 

Является последователем и получил посвящение у известного тибетского мастера Мичот Джигма Кечуп - Джамцо Ринпоче. Практикует в системе тибетской медицины 10 лет.

Проводит лечение хронических заболеваний оригинальными тибетскими лекарствами
Проводит консультации по восстановительному лечению после любых заболеваний, рекомендации перед составлением индивидуальной тренировочной программы

Эффективные методики диагностики и лечения хронических заболеваний оригинальными тибетскими лекарствами:

  • камни почек;
  • камни в желчном пузыре;
  • бронхиальная астма;
  • невроз и заболевания желудочного тракта;
  • гинекология и т.п.

Тибетская медицина - сложная для европейского понимания система, основанная на незнакомых нам теоретических постулатах, но, несмотря на это, она является цельной и связанной системой знаний (то есть наукой), даже более логически связанной, чем европейская медицинская наука.

В тибетской медицине нет разделения врачей на специальности: гинеколог, дерматолог и так далее. Тибетский врач представляет себе больного как целостную систему и оказывает влияние на глубинные патологические процессы, происходящие в его организме. Так называемые в Европейской медицине отдельные заболевания являются лишь симптомами, т.е. следствием нарушения физиологического баланса на более глубоком уровне. Тибетская медицина восстанавливает баланс, устраняя саму причину заболевания.

Отсюда вытекает одно из главных различий в подходе к лечению в европейской и тибетской медицине: тибетская медицина лечит причину, а европейская борется с симптомами.

В традиционной европейской медицине процесс дифференциации идет ускоренными темпами, и разделение на медицинские специальности зашло уже очень далеко. Непонимание глубинных причин возникновения болезней – это беда нашей традиционной медицины. Откройте любой учебник для студентов медицинских вузов, ну хотя бы «Терапевтические болезни», раздел «Этиология» (причины возникновения заболеваний), и вы увидите, что напротив названия болезни чаще всего написано: «Причина неизвестна», или приведены не совсем убедительные объяснения, или указано несколько часто взаимоисключающих друг друга причин. О чем это говорит? Это говорит о непонимании проблем, лежащих в начале той патологической цепочки, которая в результате приводит к болезни.

Традиционная медицина за последние двести лет добилась огромных успехов, но она является продуктом нашей технической цивилизации, отсюда все ее успехи и неудачи.

Европейская медицинская наука в упоении от технических достижений и открывающихся в связи с этим возможностей, но по степени понимания она находится на уровне химии до открытия системы Менделеева. Накоплен огромный материал, различные, часто не связанные между собой факты, огромное количество достаточно эффективных способов лечения, названы многочисленные симптомы, но, как и в химии того времени, не получается связать все это в стройную систему.

Практическая тибетская медицина – это в основном лекарственная медицина, то есть лечение с помощью лекарственных препаратов, состоящих из специально обработанных ингредиентов растительного, минерального и животного происхождения. В состав лекарств входит от 5 до 60 компонентов.

В этом, кстати, кроются некоторые сложности укоренения тибетской медицины на нашей почве. В отличие от китайской медицины, которая, по сути, является процедурной практикой и поэтому быстро нашла свою нишу в Европе, тибетская медицина, условно говоря, конкурирует с европейской медициной, тоже в основном применяющей лекарственные средства.

Наставление для пациентов, или Особенности лечения

Тибетская медицина не очень широко известна, поэтому одной из главных проблем для тибетского врача является то, что многие пациенты приходят не лечиться, а пробовать лечиться. В поликлинику люди идут с намерением выполнять все указания врача в том объеме, который необходим, мне же, как врачу тибетской медицины, приходится несколько сложнее. Бывает, что если сразу нет ожидаемого эффекта, пациенты бросают лечение, хотя у врача на них были серьезные планы - в хорошем смысле этого слова.

Хроническое заболевание возникает не сразу. Прежде чем проявиться, оно накапливается многие годы, поэтому и лечение часто требует длительного времени, но зато в результате мы добиваемся значительного и стойкого эффекта.

При лечении тибетскими лекарствами врач должен постоянно держать руку на пульсе. Врачу необходима обратная связь, нужно отслеживать действие лекарств, иногда менять их в соответствии с физиологическими изменениями в организме.

Вообще лечение тибетскими лекарствами – вещь сложная. Нельзя дать лекарство и предложить пациенту прийти через полгода – это, кстати, чаще всего и не устраивает людей, ищущих простых и быстрых решений сложных проблем.

Тибетские лекарства – это многокомпонентные препараты (от 5 до 60 ингредиентов), в которые входят специальным образом обработанные вещества растительного происхождения. Эти препараты может назначать только врач, знающий тибетскую медицину, – любой другой врач просто не знает, что с ними делать. Тем более их нельзя продавать в аптеке или распространять через сетевой маркетинг, так как это серьезные лекарства, а не биодобавки.

К сожалению, в менталитете наших людей бытует мнение, что настоящий врач – это хирург, а терапия – это что-то не очень эффективное. В тибетской же медицине врач, который довел больного до хирургического вмешательства, считается несостоятельным.

Так что сейчас у нас появилась возможность выбора, что всегда лучше, чем ее отсутствие.

Заболевания, рекомендованные для лечения тибетской медициной

Нервные болезни

  •  Неврозы
  •  Депрессивные состояния
  •  Головная боль, мигрень
  •  Рассеянный склероз
  •  Склероз сосудов головного мозга
  •  Гипотония, вегетососудистая дистония, бессонница
  •  Болезнь Паркинсона

Сердечно-сосудистые заболевания

  •  Анемия
  •  Атеросклероз
  •  Варикоз
  •  Гипертония
  •  Гипотония
  •  Аритмии
  •  Ишемическая болезнь сердца

Болезни органов дыхания

  •  Хронический тонзиллит
  •  Хронический бронхит
  •  Астма
  •  Туберкулез

Болезни печени

  •  Хронический холецистит
  •  Гепатит (любой этиологии)
  •  Цирроз печени
  •  Увеличение печени
  •  Камни желчного пузыря

Болезни желудочно-кишечного тракта

  •  Отсутствие аппетита
  •  Гастрит
  •  Дисбактериоз
  •  Запор
  •  Панкреатит
  •  Газообразование
  •  Язвенная болезнь
  •  Геморрой
  •  Колит

Обменные и эндокринные болезни

  •  Аллергии
  •  Сенная лихорадка
  •  Хронические риниты
  •  Ослабление иммунитета
  •  Заболевания щитовидной железы

Ревматические и кожные болезни

  •  Артриты, артрозы
  •  Ревматоидный артрит
  •  Подагра
  •  Угревая сыпь, фурункулез
  •  Нейродермит, экзема

Болезни мочеполовой системы

  •  Аденома простаты
  •  Простатит
  •  Снижение потенции
  •  Хронические циститы
  •  Хронический пиелонефрит
  •  Хронический гломерулонефрит
  •  Камни в почках

Гинекология

  •  Хронический аднексит
  •  Хронический эндометрит
  •  Миома
  •  Эндометриоз
  •  Бесплодие
  •  Нарушение месячного цикла
  •  Мастопатия
  •  Кисты яичника

Для наглядности объясним подход тибетской медицины к лечению нескольких широко распространенных заболеваний, трудно поддающихся лечению средствами Европейской медицины.

Камни в желчном пузыре (желчекаменная болезнь)

Единственно возможным методом, который предлагается в традиционной медицине, является удаление желчного пузыря вместе с камнем хирургическим путем, но надо понимать, что сами камни в желчном пузыре – это не заболевание, а симптом.

Суть заболевания в нарушении работы печени, всей системы секреции и дренажа желчи, а также нарушении обменных процессов, поэтому удаление желчного пузыря не решает всех проблем, но приводит к образованию новых, о которых хирурги, к сожалению, не предупреждают.

Тибетский врач назначает лекарства с целью устранить причину заболевания, а также оказывает влияние на сами камни желчного пузыря.

Лечение сложное и длится несколько месяцев. Оказывается влияние на секрецию желчи, на химические свойства желчи, уменьшается ее дренаж.

Оказывается прямое воздействие на камни. Под воздействием лекарств камни сначала разрыхляются, а потом растворяются. Попутно улучшается работа печеночных клеток и соответственно всех функций печени. В результате восстанавливается функция желудочно-кишечного тракта и обмена веществ, а также ликвидируется патологическая база для образования камней в дальнейшем.

В тибетской медицине желчный пузырь называется органом стресса. Все мы в той или иной степени постоянно живем в состоянии стресса. Желчные протоки в результате постоянно находятся в спазмированном состоянии, в результате просвет протоков сужается, возникает застой желчи с последующим хроническим воспалением, а это является хорошей почвой для возникновения камней.

Поэтому при лечении также назначаются лекарства для снятия нервного напряжения, в общем, и в частности для гладкомышечной мускулатуры.

Лечение проходит под ежемесячным контролем УЗИ, а также всех необходимых лабораторных анализов.

При последовательном лечении – успешное решение проблемы в 80-90% случаев.

Камни в почках (мочекаменная болезнь)

Мочекаменная болезнь является симптомом нарушения работы почек, печени, а также обмена веществ. Считается, что камни в левой почке больше связаны с нарушением обменных процессов, а камни в правой почке связаны с нарушением функций печени и желчного пузыря. Методы, применяемые в Европейской медицине, являются симптоматическими. Литотрипсия, то есть дробление камней ультразвуком, разрушает камни, но оказывает очень негативное воздействие на ткань почек и не устраняет причину возникновения камней.

В результате камни в почках образуются вновь через непродолжительное время. Трудно представить себе почки, подвергавшиеся многочисленным разрушениям ультразвуком в течение многих лет. Поэтому врачи-нефрологи в конце-концов предлагают больному операцию. Оперативное вмешательство при всей своей травматичности, обладает теми же пороками, что и литотрипсия. Судьба такого больного неприятно предсказуема! В худшем случае этот многолетний процесс заканчивается для больного аппаратом «Искусственная почка», т.е. Гемодиализ.

Тибетский врач, имеющий возможность манипулировать несколькими десятками лекарств, состоящих из натуральных компонентов, и влияющих на все возможные патологические процессы в почках, добивается восстановления нормальной функции почки и всей мочевыводящей системы. Камни растворяются без применения химически активных, агрессивных веществ. Под наблюдением ежемесячного УЗИ камни постепенно уменьшаются, превращаются в песок и безболезненно выводятся из почек.

Одновременно оценивается работа всего организма и оказывается влияние на дисбаланс работы всех органов. Восстанавливается обмен веществ и, в первую очередь, восстанавливается нормальная работа печени. В результате мы в большинстве случаев добиваемся стойкого положительного эффекта.

Длительность лечения в основном составляет 1-2 месяца, при тяжелых случаях до 6 месяцев.

Эффективность лечения 90%.

Артрит (системное хроническое заболевание суставов)

Артрит является одним из самых распространенных хронических дегенеративных заболеваний. Однако современная медицина имеет ограниченный набор средств для борьбы с этим заболеванием все эти средства в основном обезболивающие или противовоспалительные, т.е. снимающие болезненную симптоматику. Причины возникновения артрита до сих пор не ясны.

В тибетской медицине имеется свое представление о причинах и развитии патологического процесса приводящего к поражению суставов. Артрит в Тибетской медицине условно делиться на «горячий» и «холодный».

Такое деление основано на причине, лежащей в основе заболевания, симптомами, связанными с тем или другим видом артрита и интенсивностью патологического процесса в суставах.

В основе возникновения патологии лежит нарушение желудочно-кишечного тракта, печени и лимфатической системы в целом. То есть в результате нарушения в желудочно-кишечном тракте и нарушении обмена веществ в организме образуется патологически измененная лимфа, которая накапливается в суставах, где в зависимости от некоторых особенностей возникает так называемый «горячий» или «холодный» артрит, т.е. разные варианты воспаления.

Для «горячего» артрита характерны поражение сначала крупных суставов (плечевых, локтевых, коленных), боли «обжигающие» или распирающие. Возникает отек суставов, кожа в области суставов краснеет, есть чувство жара. Когда болезнь становится хронической боли становятся постоянными.

Обострения связаны с временами года, переменой погоды и т.п. В конечном итоге суставы деревенеют, искривляются.

Для «холодного» артрита характерно поражение сначала мелких суставов, снижение тонуса, пропадают силы, снижается аппетит, боли в мышцах и сухожильях. В конечной стадии деформация суставов и одеревенение сухожилий приводит к утрачиванию способности двигаться.

Тибетский врач назначает лекарства в зависимости от типа артрита. Лекарства назначаются, как для лечения обмена веществ, печени, желудка и лимфатической системы, так и для снятия симптомов болезни (боль, отеки и т.п.).

Видимых положительных результатов можно добиться достаточно быстро, но серьезное лечение требует длительного времени.

Бронхиальная астма

Бронхиальная астма - это обширные обратимые спазмы бронхов, вызываемые аллергическими реакциями, приводящими к расстройству вегетативной нервной системы. Клиническим проявлением ее является пароксизмальная экспираторная одышка сопровождаемая хрипами. При длительных неоднократных приступах может присоединиться инфекция, возникнуть хронический бронхит, обструктивная эмфизема и хроническое легочное сердце.

Возможности Европейской медицины в лечении бронхиальной астмы ограничены. Поиск аллергического агента и устранение его из контакта с больным проблематичны и имеют симптоматический подход. В конце концов у другого человека тот-же самый аллерген не вызывает столь бурного патологического процесса. Так что влияние надо оказывать на саму систему иммунного ответа больного, которая столь «бурным» патологическим способом реагирует на аллерген, что приводит к развитию симптомов бронхиальной астмы.

Назначение гормональной терапии снимает воспаление и спазм, но так же является симптоматическим, т.к. не убирает причину болезни.

В Тибетской медицине бронхиальная астма рассматривается как заболевание всего организма, проявляющееся в легких. Подразумевается несколько путей развития бронхиальной астмы:

  • Патологическая база для возникновения симптомов бронхиальной астмы развивается в результате преобладания в легких системы слизи (т.е. увеличению секреции слизи в бронхах, и увеличению ее вязкости).
  • Увеличение (или возбуждение) регулирующей системы «ветер» т.е. возбуждение нервной системы, которая провоцирует спазм бронхов.

Заброс в легкие так называемой «плохой крови» т.е. крови имеющей в своем составе химические продукты, образующиеся в результате незавершенного до конца пищеварения и плохой работы печени.

Часто при бронхиальной астме эти три процесса комбинируются. В результате тибетский врач после обследования больного назначает лекарства в соответствии с доминирующим тем или иным пусковым механизмом бронхиальной астмы.

Лекарство назначаются в основном для лечения нервной системы, системы пищеварения, печени, а также непосредственно на легкие. В распоряжении тибетского врача больше 20-ти лекарств, состоящих из натуральных компонентов растительного происхождения с разными свойствами только для лечения легких.

Лекарства подбираются индивидуально для каждого больного. При лечении тибетскими лекарствами у больного в течение 1 месяца отпадает необходимость в гормональной терапии.

Положительные результаты лечения обычно видны в течение первых двух недель, но для полного выздоровления необходимо лечиться несколько месяцев.

Теоретические основы Тибетской медицины

Каждый человек от рождения обладает определенным психофизиологическим конституционным типом. Что это значит? Это значит, что у человека регуляция жизнедеятельности происходит с преобладанием той или иной регулирующей системы («Желчь», «Ветер», «Слизь»).

К сожалению или к счастью, в древности люди, занимавшиеся изучением природы, в том числе и медициной, не имели возможности пользоваться техническими приборами, поэтому для познания мира они использовали свое внимание, интуицию и наблюдательность. Ими было замечено, что в основе всего многообразия вселенной лежат пять элементов (стихий), или, в представлении современной квантовой физики, пять энергетических полей, обладающих изначальными определенными свойствами. Условно их назвали «Огонь», «Ветер», «Вода», «Земля», «Пространство». Эти стихии, проявляясь в физическом плане, в сочетаниях между собой обеспечивают все разнообразие проявлений материального мира.

Из китайской медицины в тибетскую пришло условное деление всех болезней на «холодные» и «горячие». Если оценить эти термины со стороны европейской медицины, то «холодные» болезни – это болезни, связанные с застойными явлениями, снижением кровообращения, с общим снижением функции какого-либо органа или системы, а «горячие» заболевания – это повышение сверх нормы функциональной активности органа или воспалительные процессы. Эмпирическим путем в древности было обнаружено, что в организме человека стихии проявляются в виде трех систем, регулирующих всю его жизнедеятельность.

Условно эти системы регуляции были названы: «Ветер» – стихия «Ветер», «Желчь» – стихия «Огонь» и «Слизь» – сочетание стихий «Вода» и «Земля». Надо понять, что названия придумывались в то время по аналогии, например, система «Ветер» названа так потому, что она обладает свойствами, похожими на ветер, то есть она быстрая, подвижная, легкая в своих проявлениях, изменчивая.

  • Система «Ветер» регулирует все виды движения, в том числе и активность психики. Это основа мыслительной функции. Она осуществляет передачу сигналов всем частям тела и обеспечивает возможность движения.
  • Система «Желчь» – это система управления жизнеобеспечением. Желчь желчного пузыря является частным материальным проявлением системы «Желчь». «Желчь» обеспечивает выработку, накопление и снабжение организма всеми видами энергии. Условно систему «Желчь» можно сравнить с гуморально-ферментативной системой регуляции.
  • Система «Слизь» – это система, управляющая всеми функциями организма, направленными на рост и стабилизацию его внутренний среды. «Слизь» удерживает все составляющие тела в единстве.

Здоровым человеком считается тот, у кого «Ветер», «Желчь» и «Слизь» находятся в сбалансированном состоянии и чья физическая энергия и выделения находятся в гармонии и постоянно регулируются.

Следует добавить, что чистые типы встречаются редко, в основном преобладают типы смешанные, например «ветер + слизь», «ветер + желчь» и т. д.

Европейская медицина заметила такие врожденные особенности и классифицировала их, но лишь как психический статус (холерик, сангвиник, меланхолик). Но дальше определения психотипов не пошло. Однако это только верхушка айсберга. Главное – это физиологический тип! Человек рождается определенным образом запрограммированным, его организм имеет свои особенности, свои слабые или сильные стороны из-за преобладания той или иной системы регуляции.

Например, сильная сторона человека с врожденным преобладанием системы регуляции «Ветер» – это его лабильность, быстрая реакция, одаренность, повышенная восприимчивость. Но при определенном стечении обстоятельств эти же качества становятся его слабыми сторонами и определяют его склонность к заболеваниям нервной системы, аллергическим реакциям, кожным заболеваниям и т. д. Для каждого конституционного типа можно прогнозировать предрасположенность к определенным заболеваниям, которая под влиянием негативных проявлений среды или поведения проявляется как болезнь.

Тибетский врач обязательно учитывает конституционный тип больного при диагностике, прогнозе течения заболевания и назначении лечения. В тибетской медицине при лечении оказывают влияние не столько на больные органы, сколько преимущественно на систему регуляции и на взаимодействие между органами.

Это, конечно, достаточно короткое и популярное изложение теории тибетской медицины, все намного сложнее, но для составления общего проставления о тибетской медицине этого вполне достаточно.

Панацея ли тибетская медицина?

Нет, не панацея. В мире практикуются три основных медицинских системы: европейская медицина, китайская медицина и тибетская медицина, – то есть медицинские традиции, имеющие свою теоретическую, диагностическую и лекарственную базу. Все остальное можно отнести к народному целительству. И если вы спросите меня, является ли какая-нибудь из этих медицинских систем панацеей, я скажу: «Нет. Ни одна».

Суть вопроса не в этом и даже не в принадлежности к какой-либо медицине. Суть в эффективности. Знание двух медицинских традиций дает мне возможность посмотреть на любую проблему со здоровьем с двух точек зрения, и мне кажется, что это гораздо более эффективно, чем односторонний взгляд.

У традиционной медицины есть свои преимущества: экстренная помощь, реанимационные мероприятия, хирургия, травматология, – но у тибетской медицины тоже накоплен огромный опыт по лечению большого количества заболеваний. Это заболевания, связанные в основном с хроническим, длительным течением, как, например, болезни желудочно-кишечного тракта, болезни эндокринной системы, неврологические болезни, кожные болезни, заболевания почек, хронические гинекологические болезни, проблемы с потенцией, вялотекущие длительные инфекции, аллергические заболевания – то есть заболевания, связанные с длительным хроническим течением.

Поэтому у врача, знающего тибетскую медицину, всегда есть выбор: когда лечить тибетскими средствами, когда традиционными, а когда комбинировать их.

Мифы о тибетской медицине

В начале 80-х годов, когда я был студентом медицинского института, многие студенты стали интересоваться такой новой для того времени дисциплиной, как китайская медицина. Все были в недоумении: «Что это за медицина такая? Что за биологически активные точки и меридианы? Как можно лечить иглоукалыванием?» Ведь это все не подтверждается анатомически на вскрытии. Для того времени китайская медицина была системой новой, не встроенной в медицинскую традицию, и ни врачи, ни студенты не имели о ней ни малейшего представления. И вот прошло не так много лет, и теперь почти в каждой поликлинике принимает врач-рефлексотерапевт, использующий китайскую медицину как основную.

Так и с тибетской медициной на данный момент. Представления о тибетской медицине еще не сложились в нашем обществе.

Непонимание и заблуждения во многом связаны с тем, что большое количество людей, рекламирующих себя как врачей, практикующих тибетскую медицину, имеют о ней поверхностное представление. Например, в Москве докторов, работающих в тибетской медицинской традиции на серьезном уровне, то есть имеющих тибетское медицинское образование и лечащих тибетскими лекарственными средствами, для десятимиллионного города не так уж много. Ориентировочно меньше двух десятков, что при некоторой камерности этого лечения (невозможности создать большой поток клиентов из-за крайне индивидуального подхода к каждому больному) является явно недостаточным для своего потенциального статуса.

В результате слабой информированности возникают представления о тибетской медицине, которые без юмора невозможно воспринимать. Недавно одна пациентка, узнав, чем я занимаюсь, сказала, что она давно лечится у тибетских докторов. Когда я стал выяснять, у кого конкретно она лечилась, услышал, что лечение проводят «космоэнергетики». На просьбу объяснить этот термин она очень удивилась и заметила, что мне стыдно не знать о космоэнергетиках, если я представляюсь тибетским врачом. Дама объяснила мне, что это такие люди, которые лечат «космическими энергиями, и посвящение на это они получили в тибетском монастыре». Короче, открывают чакры, закрывают чакры, фактически проветривают. Я, конечно, сам занимаюсь не совсем понятным для большинства делом, но практическая тибетская медицина далека от лечения космическими энергиями.