Заполните форму заявки
Посмотреть клуб
Заморозка карты
ул. Азовская, 24, Москва
clients@kimberly.ru

Сказкотерапия

 
 
 
 
 
«Жили, были…», «В некотором царстве…» - начинается сказка, начинается жизнь. Первыми, на пороге детства тебя встретили – вечные и неизменные Курочка Ряба, Колобок и Теремок. Но ты рос, и становился все старше, и все больше сказок сопровождало тебя в пути, и каждая делилась с тобой своей историей – учила, развлекала и утешала. А когда сказки поделились с тобой всем, что знают сами - ты стал взрослым и пришло время расстаться. Сказки пожелали тебе доброго пути, попросили не забывать их, и все чему они тебя научили, а потом долго, долго смотрели, как ты уходишь по дороге своей жизни, и махали вслед рукой. Но ты так и не оглянулся…

Сказка – необходимый элемент воспитания ребенка. Она простым и доступным языком рассказывает ему о жизни, учит, развлекает и утешает, мастерски пряча нравоучения и назидания под яркими красками сказочных историй.

Сказка первый ориентир, по которому ребенок, учиться строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Она действует на детскую душу очень тонко и деликатно, на уровне эмоций, переживаний и чувств, но, тем не менее, точно и прямолинейно ведет его по намеченному пути познания жизни, не давая запутаться и заблудиться.

Что добро, что зло

Без лишних сложностей, сказки прямо и доходчиво, на ярких примерах объясняют ребенку, что быть плохим значит действовать себе во вред, а быть хорошим правильно и выгодно, ведь положительного героя всегда ждет награда – полцарства, принцесса или на худой конец сладкий пряник. Но сказки, вовсе не приучают ребенка к мысли, что хорошим быть легко и ему все достается просто так. Любую награду надо заслужить. У положительных героев, кстати, в сказке вовсе не легкая жизнь, они все время преодолевают трудности, кого-то спасают, что-то разыскивают. Но при этом всегда добиваются успеха.

Сказка учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним, не взирая на трудности. Недаром в сказках всегда присутствует магическое число «3», - три раза надо закинуть невод, у Змея-Горыныча срубить три головы, даже свиснуть или топнуть приходиться не менее трех раз. Сказка мягко и ненавязчиво приучает ребенка к мысли, что в жизни даром ничего не дается.

Но и добиваться успеха тоже надо уметь, так чтобы не навредить ни себе ни другим. И сказка формирует у ребенка на всю жизнь основы поведения и общения, предостерегая его от всего, что в дальнейшем может испортить его отношения с окружающим миром. Недаром в сказках всегда осуждается непомерная гордыня, глупость, неумение строить с другими, причем не только людьми, но и животными и предметами хорошие, уважительные отношения. Опять же прямая и разумная линия – будешь плохим – останешься со своими бедами один на один, да еще врагов себе наживешь на ровном месте, а у хорошего человека в трудную минуту всегда найдутся друзья готовые ему помочь. Ведь старушка, которой ты поднес корзину может оказаться доброй волшебницей, а разбитый глиняный горшок – заколдованным.

Вообще сказки щедро делятся с ребенком своими надеждой и оптимизмом. Какие бы трудности не стояли перед сказочными героями, они их обязательно преодолеют, своим трудолюбием, добротой, щедростью и умом,. Самые страшные приключения в конце концов венчает пир на весь мир, или веселая свадьба. С детства сказки зажигают в нашей душе веру - что зло будет наказано, справедливость восторжествует, а добро победит.

Не только пряники

При этом не стоит думать что сказка, с ее верой в лучшее, уводит ребенка от суровых реалий жизни, приучая его к чрезмерной мечтательности и пустым надеждам на обязательный хороший конец истории. Вовсе нет. Сказка умеет пугать и учить ребенка осторожности и осмотрительности, это великолепный инструмент его адаптации ко всем сложным жизненным ситуациям. Инструмент тем ценный, что все сказочные приемы отработаны веками и проверены не на одном поколении.

Даже самые простые сказки несут в себе воспитательный момент. «Колобок», это история о малыше, который не слушался родителей и за это поплатился. «Красная шапочка» - лучше всяких родительских назиданий, втолкует ребенку, почему не стоит разговаривать с незнакомыми, а печальный пример семи козлят научит не открывать дверь кому попало. В сказке, как и в жизни, есть место и обману и предательству и жестокости. Другое дело, что великая мудрая учительница – сказка, не запугивает ребенка своими историями до панического ужаса перед жизнью, а учит с этим неизбежным злом жить, избегать его и бороться с ним.

Волшебное лечение

В то время как сказка рассказывает ребенку свои увлекательные истории, нам взрослым она может очень многое поведать о самом ребенке. Сказкотерапия – это использование диагностической роли сказки, позволяющей выявить эмоционально-личностные проблемы ребенка и с помощью той же сказки скорректировать их.

В сочетании слов сказка и террапия –лечение – ничего удивительного, а тем более пугающего нет. Сказка испокон веков использовалась как средство положительного воздействия на эмоциональное состояние ребенка. Самый яркий пример этого воздействия – сказка на ночь. Ребенок слушает успокаивающий, убаюкивающий ритм слов, слышит родной голос – все хорошо, мама рядом, сказочная история уводит его все дальше от дневных печалей и радостей, и наконец он засыпает.

Придумай себе сон

Кстати, если вашего ребенка беспокоят плохие сны, то сказкотерапия предлагает вам простую и действенную методику, которая поможет справиться с этой проблемой. Детские сны можно придумывать. Заранее, перед сном, вместе с ребенком придумайте ему чудесный сон на ночь, а утром попросите рассказать, а еще лучше нарисовать то, что ребенок увидел во сне. Рисунок с хорошим сном, повесьте над кроватью, а рисунок с плохим, порвите и выбросите, пообещав, что этот сон малышу больше не присниться.

Страшилки в борьбе со страхами

Дети и сами подсознательно используют сказку для решения своих проблем. Кто в детстве не рассказывал и не слушал истории про «черный гроб», «кровавую руку» и тому подобные шедевры детского устного творчества. Почему дети придумывают и рассказывают эти леденящие душу «ужастики» и почему они пользуются такой популярностью в детской среде? Потому что, это защитная реакция, помогающая преодолеть страхи и растерянность, возникающие в детской душе при столкновении с большим и непонятным миром полным опасностей и неожиданностей. Вот дети и избавляются от своих страхов и беспокойств с помощью страшилок – расскажу историю пострашнее, напугаю других, и сам буду меньше бояться. Дети интуитивно, наивно, но правильно находят самый простой и естественный способ вытеснить маленьким страхом страх большой.

Зеркало души ребенка

Но вернемся к тому, что больше всего на свете интересует всех родителей – что же твориться в душе ребенка, какой он, как воспринимает себя и других, какие у него проблемы, как ему помочь?

В сказкотерапии существует множество методик позволяющих ответить на все эти родительские вопросы и вовремя скорректировать проблемы. Причем сам ребенок воспринимает происходящее как интересную игру, что и понятно, ведь речь идет о сказке. А сказка - его территория, он легко чувствует себя здесь и раскрывает свое «Я» свободно.
Например, по тому, как и почему ребенок идентифицирует себя с тем или иным сказочным героем можно выяснить наличие спонтанных эмоциональных реакций ребенка в его поведении.

В маленьких ситуационных сказках ребенку предлагается сделать выбор, решить как бы он сам вел себя в данной ситуации. Например: на дереве гнездо, здесь живут папа-птица, мама-птица и птенец- ребенок. Но вот поднялся ветер, ветка сломалась и гнездо упало на землю. Папа и мама взлетели и сели на разные ветки. Птенец остался на земле. Что он должен делать? Ребенок рассказывает о птенце, а в то же время проявляет свою реакцию на подобную ситуацию. В зависимости от того, какое он найдет решение можно судить и о его поведении в подобной ситуации. Птенец постарается и тоже взлетит на ветку, полетит к папе, потому что он сильный, полетит к маме, потому что он испугался, или вообще сядет на отдельную ветку, не взлетит, но будет звать на помощь. Это нормальная детская реакция. А вот ответы - он попытается взлететь, упадет и разобьется, он не взлетит и умрет с голоду – требуют пристального внимания родителей и специалистов.

Еще одна из методик сказкотерапии – предложить ребенку распределить сказочные роли среди родных. Папы и мамы – мужайтесь. В жизни ребенок не может высказать вам своих претензий, во-первых не умеет, а во-вторых ему даже в голову не приходит что родителей можно критиковать. А вот в сказке он свободен и чувства его будут предельно откровенны. И если папа вдруг окажется злым волком, а мама бабой-ягой, не стоит обижаться на ребенка, а лучше задуматься, что за проблемы в семье заставили его назначить вас на столь незавидные роли.

Путь к взаимопониманию

Сказкотерапия доступна не только специалистам, ее можно и нужно использовать всем родителям. Принимайте активное участие в «сказочной» жизни вашего ребенка: почитайте вместе с ним сказку, посмотрите мультфильм. У вас будет возможность внимательно и ненавязчиво проследить за его реакцией, а потом вместе с ребенком обсудить услышанное и увиденное.

Узнайте, какая сказка и какой сказочный герой у него самые любимые и почему, так вы сможете лучше узнать и понять своего ребенка. Возможно, вас ждет интересное открытие - ваш малыш выбрал своим примером для подражания, отрицательного героя. И все проблемы в поведении, с которыми вы боретесь изо дня в день, проистекают именно из этой любви. Но не спешите читать ребенку морали у нравоучения. Поговорите с ним, выясните, что так привлекло его в отрицательных сторонах характера сказочного героя.

Стать сказочником

Даже одно то, что вы вместе будете читать сказку уже имеет огромное положительное значение для ваших взаимоотношений. Вы сидите рядом, ребенок прижался к вам, он слушает ваш голос, вы вместе переживаете одни и те же эмоции – в такие моменты между вами и ребенком устанавливается очень теплые, доверительные отношения, полный душевный контакт. Никакая аудио и видеотехника и никакое профессиональное исполнение не заменит малышу вашего присутствия и внимания.

Что бы помочь справиться ребенку с проблемой можно и самим придумывать сказки. Поверьте, для этого вовсе не надо быть Гансом Христианом Андерсеном. Подойдут простые, незамысловатые истории из жизни зайчиков и белочек.
История о застенчивом слонике (медвежонке, котенке и т.д.) который учится знакомиться с другими зверюшками, лучше всяких родительских наставлений как следует дружить, научит ребенка находить себе друзей.
В общем, не стесняйтесь, придумывайте и рассказывайте сказки своим детям, тем более что слушатели вам достались внимательные и благодарные.

На свете достаточно мудрых, добрых прекрасных сказок, в мировой фонд могут войти и те, что придумаете вы сами. Если у вас возникли вопросы или вы столкнулись с трудностями в воспитании ребенка, вас беспокоит его поведение, позовите их на помощь. Сказки помогут вашему ребенку, выбрать правильную дорогу, научиться преодолевать трудности, дружить, любить и жить в этом большом и сложном отнюдь не сказочном мире.

Самойлова Людмила

к списку статей

3.149.29.112
3.149.29.112
/bitrix/urlrewrite.php